Методическая разработка по АСДНР
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ Курсов ГО
« ______ »_________________ 2012г. |
М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А
для проведения группового занятия
с руководителями групп (звеньев) радиационной,
химической и биологической разведки РХБР
ТЕМА К МОДУЛЮ
Организация и проведение аварийно-спасательных
и других неотложных работ (АСДНР).
Занятие: "Организация и проведение АСДНР."
|
Рассмотрена и одобрена на методическом совещании
Протокол № ___ от ____________ 2012 г.
|
2012 г.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1.Изучить основы организации и ведения АСДНР.
2.Изучить порядок организации и ведения разведки.
3.Совершенствовать навыки руководителей НАСФ и РХБ разведки в управлении подчиненными при ведении разведки .
Место проведения занятия: учебный класс
Время: 1 час
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
№ пп |
Наименование учебных вопросов |
Время |
1 час |
||
|
Вводнаячасть |
5 |
1. |
Общие положения по организации и проведению АСДНР. |
15 |
2. |
Ведение разведки и принятие решения на органи- зацию АСДНР. |
20 |
|
Заключительная часть |
5 |
|
ИТОГО: |
45 |
ЛИТЕРАТУРА:
- ФедеральныйЗакон от 21.12.1994 г. № 68-93 «О защите населения и тер-
риторий от ЧС природного и техногенного характера».
- Федеральный Закон от 12 февраля 1998г. № 28-ФЗ «О Гражданской обороне».
- Федеральный Закон от 09.01.96 г. № 3«О радиационной безопасности».
бах и статусе спасателя».
- Постановление Правительства РФ от 30.12.04 № 784 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».
- Учебное пособие : "Радиационная, химическая и биологическая защита".
- Учебное пособие ч.П. «Прогнозирование и оценка обстановки, сложившейся на территории города, района, объекта в результате военных действий и авариях на РОО, ХОО, УМЦ, СПб, 2005 г.
- ГОСТ р22.8.01-96 «Ликвидации ЧС, общие положения».
- Справочник спасателя. Книга № 1-8 «Спасательные работы при ликвидации ЧС» МЧС РФ - 1995-1998г.
- Руководство по выполнению спасательных и других неотложных работ в условиях завалов и разрушения зданий и сооружений ВНИИ ГОЧС-1994г.
- Закон СПб № 514-70 от 20.10.2005г. «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера в СПб»
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1.Компьютерные слайды «Основы организации и проведение АСДНР» АГЗ-2000г.
- Схема«Приказ на проведение АСДНР».
- Схема«Схема организация спасательной группы».
- Схема«Схема организация звена РХБ разведки».
- Схема«Оценка обстановки».
- Схема«Принятие решения на организацию АСДНР».
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. Методическая разработка предназначена для проведения группового занятия с руководителями групп (звеньев) РХБ разведки НАСФ. При подготовке к занятию преподавателю необходимо изучить рекомендованную литературу, подготовить компьютерные слайды «Основы организации и ведения АСДНР».
- Первый учебный вопрос предлагается излагать лекционным методом, используя слайды и схемы.
- При изложении второго вопроса дать под запись обязанности руководителя НАСФ РХБР.
- После отработки каждого учебного вопроса необходимо сделать выводы.
- После изучения материалов занятия слушатели должны:
а) знать требования руководящих документов по организации и проведению АСДНР,
б) уметь организовать и вести разведку очагов поражения.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Объявляю тему, цель занятия, учебные вопросы и порядок их рассмотрения.
Даю рекомендованную литературу и документы по теме занятия.
Чрезвычайные ситуации в наши дни, к большому сожалению, становятся привычным явлением. Причем, количество ЧС удерживается на высоком уровне. Прямой ущерб от всех видов ЧС свыше 100 млрд. рублей в год (почти 3% внутреннего валового продукта страны).Ежегодно в стране от ЧС погибает около 100 тыс. человек.
В системе ГО и защиты от ЧС приоритетное значение имеют аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), направленные на спасение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среды и материальных потерь, а также на локализацию очагов поражения или зон ЧС, прекращения действия поражающих факторов .Проведение АСДНР - это жизненная объективная необходимость.
Вопросы предупреждения ЧС, сведение до минимума потерь, быстрейшей ликвидации их последствий стали важнейшей составной частью государственной политики.
ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС
Общие положения по организации и Проведению АСДНР
Необходимость проведения АСДНР возникает как в мирное время (возникновение зоны ЧС), так и в военное время (возникновение очага поражения). В мирное время АСДНР проводятся на основании требований ФЗ № 68 -1994 г. в военное время - на основании требований ФЗ № 28-1998г. АСДНР характеризуются наличием поражающих факторов и требуют от всех участников их проведения специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Основная цель одна и та же: спасение людей, а также уцелевших материальных и культурных ценностей.
Но между АСДНР, проводимым в зоне ЧС или очаге поражения есть и существенные отличия. Рассмотрим их на основе требований соответствующих документов.
АСДНР, проводимые в зоне ЧС разделяются на аварийно-спасательные работы (АСР) и другие неотложные работы (ДНР).
АСР включают в себя следующие мероприятия:
- Разведка в интересах проведения указанных работ.
- Инженерное обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне ЧС.
- Поиск, спасение, оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших.
- Локализацию и ликвидацию источников опасности.
- Проведение санитарной обработки людей и специальной обработки одежды, транспорта, техники, сооружений, дорог, территорий
- Обеспечение безопасности населения и сил ликвидации ЧС.
Другие неотложные работы включает в себя следующие мероприятия:
- Оцепление зоны ЧС.
- Оказание экстренной медицинской помощи.
- Аварийно-восстановительные работы (АВР).
- Проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий (СЭМ).
- Охрана общественного порядка в зоне ЧС.
Состав аварийно-спасательных работ:
а) разборка завалов;
б) укрепление конструкций, угрожающих обрушением;
в) восстановление КЭС, линий связи, дорог и сооружений в интересах обеспечения спасательных работ.
Основание:
- ФЗ № 151 от 22.08.95 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя».
- ГОСТ р22.8.01.96 «Ликвидация ЧС. Общие требования».
АСДНР, проводимые в очаге поражения, также разделяются на спасательные работы (СР) и неотложные работы (НР).
Спасательные работы включают в себя следующие мероприятия:
- Разведку маршрутов движения и участков работ.
- Локализацию и тушение пожаров.
- Розыск пострадавших и эвакуация их из опасных зон.
- Вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных зданий, сооружений и спасение людей.
- Подача воздуха в заваленные помещения.
- Оказание первой медицинской помощи и первой врачебной помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения.
- Вывод (вывоз) людей из опасных зон.
- Санитарная обработка людей и специальная обработка одежды, СИЗ, техники, транспорта, зданий, сооружений, территории.
Неотложные работы включает в себя следующие мероприятия:
- Прокладывание колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зараженных участках.
- Локализация аварий на КЭС в интересах ведения спасательных работ.
- Укрепление или обрушение конструкций, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и ведению спасательных работ.
- Ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.
- Оцепление очага поражения.
Основание: Наставление по организации и ведению ГО в городском районе, городе и на промышленном ОНХ. ВИ-1976г.
Ликвидация ЧС в мирное время осуществляется в три этапа:
- Принятие оперативных мер по защите персонала.
- Проведение АСДНР.
- Проведение аварийно-восстановительных работ
В свою очередь АСДНР включает следующие этапы:
- Организация разведки.
- Оценка обстановки и принятие решения на проведение АСДНР.
- Выдвижение и ввод на участки проведения спасательных работ формирований и средств, необходимых для выполнения АСДНР.
- Поиск пострадавших и вывод (вынос) их в безопасное место.
- Оказание пострадавшим первой медицинской помощи.
- Ликвидация или снижение уровня поражающих факторов до минимальных уровней.
- Вывод формирований и средств по завершению работ и представление им необходимого отдыха.
Ответ на вопрос , кто должен руководить проведением АСДНР, мы можем найти в ФЗ №151 от 22.08.1995г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» и Постановлении Правительства РФ №794 от 30.12.2003г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)».
Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС и организацию их взаимодействия, осуществляют руководители работ по ликвидации ЧС.
Руководители аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны ЧС, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителя работ по ликвидации последствий ЧС, определяемых:
а) законодательством РФ;
б) планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
в) руководителем организации.
Руководитель работ по ликвидации последствий ЧС заранее определяется планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
В приложениях к плану действий по предупреждению и ликвидации ЧС должно быть отработано:
- Календарный план мероприятий при угрозе и возникновении ЧС.
- Решение председателя КЧС организации по ликвидации ЧС.
- Схема организации управления, оповещения и связи.
Руководители работ по ликвидации ЧС по согласованию с руководителями организаций, на территории которой возникла ЧС, устанавливает границы зоны ЧС и особенности действий по её локализации, а также принимают решения по проведению АСДНР. Это ответ на поставленный ранее вопрос: «Кто принимает решение на проведение АСДНР?»
Решения руководителей по ликвидации ЧС являются обязательными для всех граждан и организации, находящихся в зоне ЧС.
В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации ЧС вправе принимать решения по следующим вопросам:
- Проведение эвакуации.
- Остановка деятельности организации, находящихся в зоне ЧС.
- Проведение АСДНР в зоне ЧС.
- Ограничение доступа людей в зону ЧС.
- Разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне ЧС.
- Использование средств связи и оповещение, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне ЧС.
- Привлечение к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных АСФ, а также спасателей, не входящих в состав формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение АСР.
- Привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению АСР.
- Принятие других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ.
Руководители работ по ликвидации ЧС незамедлительно информируют о принятых ими решениях руководителей и организаций.
Руководители работ по ликвидации ЧС имеют право на полную и достоверную информацию, необходимую для организации работ.
В случае технологической невозможности проведения всего объёма АСР руководители работ по ликвидации ЧС могут принимать решения о приостановке АСР в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зоне ЧС людей.
Вывод: Знание общих положений по организации и проведению АСДНР позволяет успешно и эффективно использовать имеющиеся силы и средства для решения поставленных задач.
ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС
Ведение разведки и принятие решения на организацию АСДНР
В составе сил ГО предприятия большая роль отводится нештатным аварийно-спасательным формированиям (НАСФ). Именно они предназначены для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в очагах поражения, районах аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также выполнения других задач. Правильное, эффективное использование этих формирований в очагах поражения возможно только при наличии данных о сложившейся радиационной, химической, бактериологической, пожарной обстановке,о состоянии объектов организации (разрушениях, завалах зданий, сооружений, убежищ и укрытий, повреждений КЭС, технологических линий и т.д.). Такие данные руководитель ГО объекта, председатель КЧС и ПБ, уполномоченный по делам ГО ЧС и ПБ могут получить от групп (звеньев) общей и специальной разведки.
Разведка- важнейший вид обеспечения действий формирований. Она организуется и ведется с целью своевременного добывания данных об обстановке , необходимых для принятия обоснованного решения и успешного проведения АСДНР в очагах поражения и зонах катастрофического затопления , районах стихийных бедствий ( аварий, катастроф). Разведка ведется непрерывно всеми формированиями.
Разведка должна проводиться комплексно, активно, своевременно, целеустремленно и непрерывно, а добытые ею разведывательные данные должны быть достоверными.
Организация разведки является важнейшей обязанностью командиров НАСФ.
Общая разведка ведется с целью быстрого получения основных данных об обстановке, необходимых для принятия решения на проведение АСДНР.ю
Специальная разведка это радиационная, химическая, биологическая, инженерная, медицинская и другие виды разведки. Она ведется с целью получения более полных данных о характере поражающих факторов на объекте в результате ЧС и определения способов проведения АСДНР.
Основные требования к разведке:активность, непрерывность, целеустремленность, своевременность и достоверность.
В районе ЧС разведка определяет:
- границы района ЧС и направление ее распространения,
- места скопления людей, требующих помощи,
- пути подхода сил и средств ликвидации ЧС к местам работ,
- состояние поврежденных зданий и сооружений и наличие в них постра-
давших,
- места аварий на технологических линиях и комуннально-энергетических
сетях,
- объем АСДНР, условия их проведения и возможности применения тех-
ники,
- рельеф местности, естественные препятствия, состояние дорог и под-
ступов к объектам работ.
В соответствии с темой занятий рассмотрим ведение радиационной, химической и бактериологической разведки и принятие решения на организацию АСДНР.
В состав группы РХБ разведки входят 2-3 звена разведки,в зависимости от площади территории предприятия (организации) и численности работников. (Приложение 1).
В состав звена разведки, как правило, входят 3-4 человека:
·руководитель звена разведки;
·разведчик-химик
·разведчик - дозиметрист;
·водитель (при разведке на автомобиле).
Основными задачами группы(звена) РХБ разведки приведении АСДР
являются:
·выявление источников радиационного, химического, бактериологического загрязнения (заражения);
·обнаружение загрязнения (заражения) местности, воздуха РВ, ОВ (АХОВ), БС и оповещения пункта управления (ПУ) л/с формирований, населения об опасности
·определение мощности дозы излучения, типа и концентрации ОВ (АХОВ) в
зонах заражения (загрязнения);
·выявление состояния зданий, объектов, отыскание защитных сооружений, мест укрытия людей и определение состояния находящихся в них людей;
·определение мест завалов, повреждений коммунально-энергетических, технологических сетей и линий связи;
·определение объема работ и условий их проведения;
·контроль за спадом уровней радиации и степени заражения воздуха ОВ (АХОВ);
·взятие проб загрязнения (заражения) воды, продовольствия, растительности, грунта, техники, имущества и отправки их в лаборатории;
·ведение непрерывного наблюдения за изменениями обстановки в местах действий НАСФ;
·ограждение участков зараженных РВ, ОВ (АХОВ), БС знаками ограждения;
·немедленное оповещение вышестоящего начальника об обстановке и ее изменениях;
·дозиметрический и химический контроль л/с НАСФ после выхода из зон заражения (загрязнения).
Способы ведения разведки:
1.наблюдение;
2.непосредственный осмотр;
3.поиск пострадавших (мест нахождения людей);
4.лабораторные исследования;
5.фотографирование;
6.видеосъемки;
7.изучение планов застройки, КЭС, проектной документации зданий и сооружений.
8.опрос очевидцев из числа производственного персонала или случайных свидетелей.
Основной и самый доступный способ ведение общей разведки - наблюдение. Поэтому самое распространенное нештатное разведывательное формирование на объектах - пост радиационного,химического и бактериологического наблюдения.
Кроме «наблюдения» доступным способом ведения разведки являются непосредственный осмотр места происшествия, зоны ЧС, очага поражения и «поиск пострадавших» (мест нахождения людей). Разведка на территории объекта проводится группой (звеном) РХБ разведки, как правило, пешком, а также с использованием наземных транспортных средств и приборов. Разведчики путем визуального наблюдения и приборного контроля определяют состояние объектов и окружающей природной среды. В задачу наземной разведки входит: обнаружение убежищ, подвалов, зданий, сооружений, в которых могут находиться люди, установление с ними связи, в некоторых случаях - расчистка отверстий для доступа воздуха, передачи информации, продуктов питания, воды, медикаментов, уточнение пожарной, химической и радиационной обстановки.
При ведении пожарной разведки используются следующие способы:
- Наблюдение за очагом пожара.
- Непосредственное обследование помещений, зданий, сооружений.
- Поиск пострадавших.
- Опрос очевидцев из числа персонала объекта или случайных свидетелей.
При обследовании задымленных помещений разведчики разбиваются на пары. Один разведчик входит внутрь, другой остаётся снаружи, связь между ними осуществляется с помощью верёвки или тросика. Двери помещений вскрывают осторожно, чтобы не было вспышки газов. Чтобы найти пострадавшего, рекомендуется громко окрикивать «Кто здесь есть?» Внимательно слушать нет ли стонов, просьб о помощи. Людей надо искать у окон, дверей и в коридорах. Проверку помещений проводят во всех случаях, когда есть подозрение, что в них остались люди, и только после тщательного осмотра прекращают эту работу.
Ведение инженерной разведки зависит от обстановки, природных условий, особенностей зоны ЧС или очага поражения, вида и объёма АСДНР.
Способы ведения инженерной разведки:
1.Осмотр повреждений и разрушений.
2.Детальное обследование отдельных элементов конструкции.
3.Изучение планов застройки, КЭС, проектной документации зданий и сооружений.
При осмотре поврежденных и разрушенных зданий и сооружений производится их наружный обход, во время которого выявляется состояние стен и свисающих частей зданий; определяется, нет ли опасности их дальнейшего обрушения. Кроме того, устанавливается характер завалов от разрушенных сооружений, возможность их объезда, устройства проходов и объём работ по их уборке. К поврежденным конструкциям следует подходить с наименее опасной стороны, прислушиваясь при этом - нет ли характерного шума, шороха и потрескиваний, указывающих на продолжающуюся деформацию и возможность скорого обрушения.
При обследовании отдельных частей зданий особое внимание следует обращать:
1.При осмотре каменных конструкций - на отклонение стен, наличие трещин, на связь стен с перекрытиями.
2.При осмотре железобетонных конструкций - на состояние бетона и арматуры, трещины и деформации, целость затяжек свода, арок, сборных конструкций.
3.При осмотре металлических конструкций - на искривления и разрыв элементов, состояние сварных швов и заклёпочных соединений опорных частей.
4.При осмотре деревянных конструкций - на излом элементов, повреждение сопряжений, сохранность поковок, выпучивание или незначительное провисание конструкций и состояние опор.
При разведке внутри объектовых и подъездных дорог, а также путей движения формирований к зоне ЧС или очагу поражения устанавливаются состояние проезжей части и земляного полотна, грузоподъёмность (если она неизвестна заранее) и состояние мостов; возможность движения транспорта параллельно дороге. При необходимости дополнительно определяются возможность оборудования переправ (канавы, траншеи), а также устройство объездов отдельных разрушенных участков дорог и искусственных сооружений на них. При инженерной разведке разрушенных объектов осмотру подлежат все открытые сооружения дренажно-водосточных систем, а также поверхность земли над трассами скрытых КЭС; для этого вскрываются все смотровые колодцы, в том числе и с крышками, скрытыми под землей.
Химическая разведка ведется с использованием приборов ВПХР,УПГК-1 и АНТ-2, Колион-701, мини экспресс-лаборатория «Пчелка-Р». Информацию об этих приборах вы получили в теме «Приборы РХР и ДК». При ведении химической разведки наличие АХОВ определяется через 20-30 м пути, в помещениях - через 10-15 м. Пробы воздуха берутся в местах определения наличия АХОВ, пробы этих веществ в жидком состоянии - в местах их проливов или проникновения в грунт. При ведении химической разведки особое внимание уделяется местам возможного скопления АХОВ (колодцы, шахты, подвальные помещения, котлованы). На основании разведданных составляются картограммы заражения, в том числе на каждое здание, сооружение, участок территории объекта.
Радиационная разведка ведется с использованием приборов ДП-5 (А,Б,В), ИНД-5, ДРГ-01Т, ДБГ-06Т, ЭКО-1, ЭКО-4, СРП-68 (88), РКСБ-104. Информацию об этих приборах вы получили в теме «Приборы РХР и ДК». При пешем ведении работ разведку можно вести до мощности дозы не более 30р/час (0,3 зв/час). Время безопасного пребывания разведчиков на радиоактивной местности рассчитывается по специальным таблицам с учетом мощности дозы и коэффициента ослабления используемых средств защиты и передвижения. Замеры производятся через каждые 50-100 м, при этом датчик прибора необходимо располагать на расстоянии от уровня земли (10-15 см). Для уточнения степени загрязнения грунта, воды, строений, транспортных средств, продуктов питания берутся пробы, которые передаются в лабораторию санэпиднадзора (СЭН). Пробы должны браться в местах с наибольшей мощностью дозы. Результат каждого измерения точное место и время взятия пробы заносятся в регистрационный журнал. В случае необходимости организуется разведка отдельных строений, помещений или участков местности. Кроме проб берутся мазки с различных поверхностей. Пробы или мазки должны храниться в закрывающейся таре или пакете, на которых указывается место и время взятия.
Пробы земли берутся следующим образом:
1.Липкую сторону лейкопластыря размером 10х15 см положить на поверхность земли, накрыть газетой или бумагой, придавить ступней ноги, затем лейкопластырь с прилипшей землёй упаковать в банку.
2.Снять верхний слой земли на глубину 0,5 см с площади 150-200 см2 и ссыпать его в банку.
Для взятия мазков используются тампоны из ветоши или марли, которые наматываются на палочки. Диаметр тампона 25-30 мм, длина - 40-50 мм. Мазки берутся путем проведения тампоном по исследуемой поверхности размером 10х15 см.
Пробу воды забирают:
1. Чистой посудой (банка, кружка, черпак) наливают 0,5л в банку или бутылку и закрывают пробкой.
2. Анализ проб проводится вне зоны загрязнения или заражения. Полученные результаты анализа заносятся в журнал регистрации и докладываются руководителю АСДНР.
Для обозначения границ зоны ЧС или очага поражения, вида и степени опасности разведчики используют следующее:
1.Установка стандартных знаков отражения комплектов К30-1 (2).
2.Установка стандартных щитов, изготовленных из подручных материалов.
3.Нанесение необходимой информации на стены, конструкции, стволы деревьев.
Информацию необходимо наносить красками яркого цвета, в доступных, хорошо видимых местах. Знаки устанавливаются в обязательном порядке при обнаружении радиоактивных или химически опасных веществ, дозы которых превышают допустимые нормы. В ночное время знаки и указатели должны быть освещены любым способом (электроподсветка, керосиновые лампы).
Вопрос к слушателям:
«Кто на объекте отвечает за организацию и ведение разведки?»
Ответ: уполномоченный по делам ГО и ЧС объекта.
Какой вывод мы можем сделать?
Без разведки невозможно проведение АСДНР. Поэтому разведка должна вестись всеми доступными способами и методами. Без информации, полученной при ведении разведки, невозможно объективно оценить обстановку и принять грамотное решение на проведение АСДНР. Переходим к следующему этапу АСДНР:
Оценка обстановки и принятие решения на проведение АСДНР.
Оценка обстановки является обязательным элементом работы руководителя НАСФ и проводится с целью своевременного принятия мер защты и обоснования решения на проведение АСДНР, медицинских и других мероприятий по оказанию помощи пораженным и при необходимости эвакуации населения и материальных ценностей.
Оценка обстановки, сложившейся на объекте в мирное или военное время, может быть:
- предварительной;
- окончательной.
Предварительная оценка обстановки в свою очередь может быть:
- по результатам прогнозирования;
- по имеющимся данным на момент возникновения зоны ЧС или очага поражения.
Предварительная оценка обстановки по результатам прогнозирования должна быть:
- на мирное время - в плане действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
- на военное время - в плане ГО.
Предварительная оценка обстановки по имеющимся данным на момент возникновения зоны ЧС или очага поражения необходима для принятия предварительного решения, направленного на спасение людей, материальных и культурных ценностей. Сложность такой оценки заключается в недостатке имеющихся данных и дефиците времени.
Предварительное решение определяет следующее:
- Экстренные меры по спасению людей, материальных и культурных ценностей.
- Организация разведки в зоне ЧС или очаге поражения.
- Определить порядок действий на первом этапе ликвидации последствий ЧС или воздействия оружия.
- Подготовка данных, необходимых для принятия решения на проведения АСДНР.
- Подготовка и доведение до исполнителей предварительных решений.
После проведения разведки проводится окончательная оценка обстановки по результатам (данным) разведки. Данная оценка обстановки является более объективной. На первом этапе оценивается общая обстановка, которая включает в себя следующие элементы:
- Границы зоны ЧС или очага поражения, а также направление распространения поражающих факторов.
- Здания, сооружения, которым угрожает опасность.
- Места скопления людей, требующих помощи.
- Состояние зданий и сооружений, наличие пострадавших.
- Места аварий на КЭС.
- Пути подхода (подъезда) сил и средств ликвидации последствий ЧС.
- Возможность применения инженерной техники и средств малой механизации.
- Характер рельефа местности, наличие естественных и искусственных препятствий.
- Объём предстоящих АСДНР, условия их проведения.
В случае необходимости дополнительно оцениваются специальные виды обстановки:
- пожарная;
- инженерная;
- медицинская;
- химическая;
- радиационная.
Не смотря на то, что медицинская разведка силами объекта не проводится, оценка медицинской обстановки обязательна.
Оценка медицинской обстановки включает:
- Количество пострадавших и их состояние.
- Маршруты и способы эвакуации пострадавших из зоны ЧС и очага поражения.
- Места развертывания пунктов оказания первой медицинской помощи на территории объекта.
- Места сбора и погрузки пострадавших на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения.
В результате уяснения задачи и оценки обстановки руководитель НАСФ РХР принимает решение, в котором определяет:
- объем выполняемых АСДНР, последовательность работ, определение сил и средств усиления,
- задачи своего подразделения, способы и сроки их выполнения,
- порядок выдвижения к месту работ,
- порядок взаимодействия,
- мероприятия по организации управления и обеспечения.
ВЫВОД
Первоочередная задача в очаге поражения состоит в спасении людей и оказании помощи пострадавшим. Весь комплекс первоочередных работ в очаге поражения можно разделить на аварийно-спасательные и другие неотложные (АСДНР).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Полученные и твердо усвоенные знания по организации и проведению АСДНР способствуют повышению уровня подготовки должностных лиц, повышению готовности НАСФ к выполнению поставленных задач в области ГО и ЧС, а также уверенность руководителя НАСФ в проведении АСДНР в любой сложной обстановке.
Преподаватель курсов ГО