Методическая разработка по АСДНР

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ Курсов ГО

 

« ______ »_________________ 2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М Е Т О Д И Ч Е С К А Я   Р А З Р А Б О Т К А

для проведения группового занятия

с руководителями групп (звеньев) радиационной,

химической и биологической разведки РХБР

 

 

 

 

 

ТЕМА  К  МОДУЛЮ

Организация и проведение аварийно-спасательных

и других неотложных работ (АСДНР).

Занятие:  "Организация и проведение АСДНР."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрена и одобрена

на методическом совещании

 

 

Протокол № ___ от ____________ 2012 г.

 

 

 

 

 

2012 г.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

 

1.Изучить основы организации и ведения АСДНР.

2.Изучить порядок организации и ведения разведки.

3.Совершенствовать навыки руководителей НАСФ и РХБ разведки в управлении подчиненными при ведении разведки .

 

Место проведения занятия: учебный класс

 

Время: 1 час

 

 УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

 

пп

Наименование учебных вопросов

Время

1 час

 

Вводнаячасть

5

1.

Общие положения по организации и проведению

АСДНР.

15

2.

Ведение разведки и принятие решения на органи-

зацию АСДНР.

20

 

Заключительная часть

5

 

ИТОГО:

45

 

ЛИТЕРАТУРА:
  1. ФедеральныйЗакон от 21.12.1994 г. № 68-93 «О защите населения и тер-

риторий от ЧС природного и техногенного характера».

  1. Федеральный Закон от 12 февраля 1998г. № 28-ФЗ «О Гражданской обороне».
  2. Федеральный Закон от 09.01.96 г. № 3«О радиационной безопасности».
   4.Федеральный Закон от 22.08.95 № 151 «Об аварийно-спасательных служ-

бах и статусе спасателя».

  1. Постановление Правительства РФ от 30.12.04 № 784 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».
  2. Учебное пособие : "Радиационная, химическая и биологическая защита".
  3. Учебное пособие ч.П. «Прогнозирование и оценка обстановки, сложившейся на территории города, района, объекта в результате военных действий и авариях на РОО, ХОО, УМЦ, СПб, 2005 г.
  4. ГОСТ р22.8.01-96 «Ликвидации ЧС, общие положения».
  5. Справочник спасателя. Книга № 1-8 «Спасательные работы при ликвидации ЧС» МЧС РФ - 1995-1998г.
  6. Руководство по выполнению спасательных и других неотложных работ в условиях завалов и разрушения зданий и сооружений ВНИИ ГОЧС-1994г.
  7. Закон СПб № 514-70 от 20.10.2005г. «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера в СПб»

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

 1.Компьютерные слайды «Основы организации и проведение АСДНР» АГЗ-2000г.

  1. Схема«Приказ на проведение АСДНР».
  2. Схема«Схема организация спасательной группы».
  3. Схема«Схема организация звена РХБ разведки».
  4. Схема«Оценка обстановки».
  5. Схема«Принятие решения на организацию АСДНР».

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 1. Методическая разработка предназначена для проведения группового занятия с руководителями групп (звеньев) РХБ разведки НАСФ. При подготовке к занятию преподавателю необходимо изучить рекомендованную литературу, подготовить компьютерные слайды «Основы организации и ведения АСДНР».

  1. Первый учебный вопрос предлагается излагать лекционным методом, используя слайды и схемы.
  2. При изложении второго вопроса дать под запись обязанности руководителя НАСФ РХБР.
  3. После отработки каждого учебного вопроса необходимо сделать выводы.
  4. После изучения материалов занятия слушатели должны:

а) знать требования руководящих документов по организации и проведению АСДНР,

б) уметь организовать и вести разведку очагов поражения.


 ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

Объявляю тему, цель занятия, учебные вопросы и порядок их рассмотрения.

Даю рекомендованную литературу и документы по теме занятия.

Чрезвычайные ситуации в наши дни, к большому сожалению, становятся привычным явлением. Причем, количество ЧС удерживается на высоком уровне. Прямой ущерб от всех видов ЧС свыше 100 млрд. рублей в год (почти 3% внутреннего валового продукта страны).Ежегодно в стране от ЧС погибает около 100 тыс. человек.

В системе ГО и защиты от ЧС приоритетное значение имеют аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), направленные на спасение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среды и материальных потерь, а также на локализацию очагов поражения или зон ЧС, прекращения действия поражающих факторов .Проведение АСДНР - это жизненная объективная необходимость.

Вопросы предупреждения ЧС, сведение до минимума потерь, быстрейшей ликвидации их последствий стали важнейшей составной частью государственной политики.

  ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

 Общие положения по организации и Проведению АСДНР

 Необходимость проведения АСДНР возникает как в мирное время (возникновение зоны ЧС), так и в военное время (возникновение очага поражения). В мирное время АСДНР проводятся на основании требований ФЗ № 68 -1994 г. в военное время - на основании требований ФЗ № 28-1998г. АСДНР характеризуются наличием поражающих факторов и требуют от всех участников их проведения специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Основная цель одна и та же: спасение людей, а также уцелевших материальных и культурных ценностей.

Но между АСДНР, проводимым в зоне ЧС или очаге поражения есть и существенные отличия. Рассмотрим их на основе требований соответствующих документов.

АСДНР, проводимые в зоне ЧС разделяются на аварийно-спасательные работы (АСР) и другие неотложные работы (ДНР).

АСР включают в себя следующие мероприятия:

  1. Разведка в интересах проведения указанных работ.
  2. Инженерное обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне ЧС.
  3. Поиск, спасение, оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших.
  4. Локализацию и ликвидацию источников опасности.
  5. Проведение санитарной обработки людей и специальной обработки одежды, транспорта, техники, сооружений, дорог, территорий
  6. Обеспечение безопасности населения и сил ликвидации ЧС.

 Другие неотложные работы включает в себя следующие мероприятия:

  1. Оцепление зоны ЧС.
  2. Оказание экстренной медицинской помощи.
  3. Аварийно-восстановительные работы (АВР).
  4. Проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий (СЭМ).
  5. Охрана общественного порядка в зоне ЧС.

 

Состав аварийно-спасательных работ:

а) разборка завалов;

б) укрепление конструкций, угрожающих обрушением;

в) восстановление КЭС, линий связи, дорог и сооружений в интересах обеспечения спасательных работ.

 

Основание:

  1. ФЗ № 151 от 22.08.95 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя».
  2. ГОСТ р22.8.01.96 «Ликвидация ЧС. Общие требования».

 

АСДНР, проводимые в очаге поражения, также разделяются на спасательные работы (СР) и неотложные работы (НР).

 

Спасательные работы включают в себя следующие мероприятия:

  1. Разведку маршрутов движения и участков работ.
  2. Локализацию и тушение пожаров.
  3. Розыск пострадавших и эвакуация их из опасных зон.
  4. Вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных зданий, сооружений и спасение людей.
  5. Подача воздуха в заваленные помещения.
  6. Оказание первой медицинской помощи и первой врачебной помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения.
  7. Вывод (вывоз) людей из опасных зон.
  8. Санитарная обработка людей и специальная обработка одежды, СИЗ, техники, транспорта, зданий, сооружений, территории.

 Неотложные работы включает в себя следующие мероприятия:

  1. Прокладывание колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зараженных участках.
  2. Локализация аварий на КЭС в интересах ведения спасательных работ.
  3. Укрепление или обрушение конструкций, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и ведению спасательных работ.
  4. Ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.
  5. Оцепление очага поражения.

Основание: Наставление по организации и ведению ГО в городском районе, городе и на промышленном ОНХ. ВИ-1976г.

Ликвидация ЧС в мирное время осуществляется в три этапа:

  1. Принятие оперативных мер по защите персонала.
  2. Проведение АСДНР.
  3. Проведение аварийно-восстановительных работ

В свою очередь АСДНР включает следующие этапы:

  1. Организация разведки.
  2. Оценка обстановки и принятие решения на проведение АСДНР.
  3. Выдвижение и ввод на участки проведения спасательных работ формирований и средств, необходимых для выполнения АСДНР.
  4. Поиск пострадавших и вывод (вынос) их в безопасное место.
  5. Оказание пострадавшим первой медицинской помощи.
  6. Ликвидация или снижение уровня поражающих факторов до минимальных уровней.
  7. Вывод формирований и средств по завершению работ и представление им необходимого отдыха.

Ответ на вопрос , кто должен руководить проведением АСДНР, мы можем найти в ФЗ №151 от 22.08.1995г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» и Постановлении Правительства РФ №794 от 30.12.2003г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)».

Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС и организацию их взаимодействия, осуществляют руководители работ по ликвидации ЧС.

Руководители аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны ЧС, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителя работ по ликвидации последствий ЧС, определяемых:

а) законодательством РФ;

б) планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

в) руководителем организации.

Руководитель работ по ликвидации последствий ЧС заранее определяется планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

В приложениях к плану действий по предупреждению и ликвидации ЧС должно быть отработано:

  1. Календарный план мероприятий при угрозе и возникновении ЧС.
  2. Решение председателя КЧС организации по ликвидации ЧС.
  3. Схема организации управления, оповещения и связи.

Руководители работ по ликвидации ЧС по согласованию с руководителями организаций, на территории которой возникла ЧС, устанавливает границы зоны ЧС и особенности действий по её локализации, а также принимают решения по проведению АСДНР. Это ответ на поставленный ранее вопрос: «Кто принимает решение на проведение АСДНР?»

Решения руководителей по ликвидации ЧС являются обязательными для всех граждан и организации, находящихся в зоне ЧС.

В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации ЧС вправе принимать решения по следующим вопросам:

  1. Проведение эвакуации.
  2. Остановка деятельности организации, находящихся в зоне ЧС.
  3. Проведение АСДНР в зоне ЧС.
  4. Ограничение доступа людей в зону ЧС.
  5. Разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне ЧС.
  6. Использование средств связи и оповещение, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне ЧС.
  7. Привлечение к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных АСФ, а также спасателей, не входящих в состав формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение АСР.
  8. Привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению АСР.
  9. Принятие других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ.

Руководители работ по ликвидации ЧС незамедлительно информируют о принятых ими решениях руководителей и организаций.

Руководители работ по ликвидации ЧС имеют право на полную и достоверную информацию, необходимую для организации работ.

В случае технологической невозможности проведения всего объёма АСР руководители работ по ликвидации ЧС могут принимать решения о приостановке АСР в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зоне ЧС людей.

Вывод: Знание общих положений по организации и проведению АСДНР позволяет успешно и эффективно использовать имеющиеся силы и средства для решения поставленных задач.

 

ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

 

Ведение разведки и принятие решения на организацию АСДНР

 

В составе сил ГО предприятия большая роль отводится нештатным аварийно-спасательным формированиям (НАСФ). Именно они предназначены для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в очагах поражения, районах аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также выполнения других задач. Правильное, эффективное использование этих формирований в очагах поражения возможно только при наличии данных о сложившейся радиационной, химической, бактериологической, пожарной обстановке,о состоянии объектов организации (разрушениях, завалах зданий, сооружений, убежищ и укрытий, повреждений КЭС, технологических линий и т.д.). Такие данные руководитель ГО объекта, председатель КЧС и ПБ, уполномоченный по делам ГО ЧС и ПБ могут получить от групп (звеньев) общей и специальной разведки.

Разведка- важнейший вид обеспечения действий формирований. Она организуется и ведется с целью своевременного добывания данных об обстановке , необходимых для принятия обоснованного решения и успешного проведения АСДНР в очагах поражения и зонах катастрофического затопления , районах стихийных бедствий ( аварий, катастроф). Разведка ведется непрерывно всеми формированиями.

Разведка должна проводиться комплексно, активно, своевременно, целеустремленно и непрерывно, а добытые ею разведывательные данные должны быть достоверными.

Организация разведки является важнейшей обязанностью командиров НАСФ.

Общая разведка ведется с целью быстрого получения основных данных об обстановке, необходимых для принятия решения на проведение АСДНР.ю

Специальная разведка это радиационная, химическая, биологическая, инженерная, медицинская и другие виды разведки. Она ведется с целью получения более полных данных о характере поражающих факторов на объекте в результате ЧС и определения способов проведения АСДНР.

Основные требования к разведке:активность, непрерывность, целеустремленность, своевременность и достоверность.

В районе ЧС разведка определяет:

- границы района ЧС и направление ее распространения,

- места скопления людей, требующих помощи,

- пути подхода сил и средств ликвидации ЧС к местам работ,

- состояние поврежденных зданий и сооружений и наличие в них постра-

давших,

- места аварий на технологических линиях и комуннально-энергетических

сетях,

- объем АСДНР, условия их проведения и возможности применения тех-

ники,

- рельеф местности, естественные препятствия, состояние дорог и под-

ступов к объектам работ.

 

В соответствии с темой занятий рассмотрим ведение радиационной, химической и бактериологической разведки и принятие решения на организацию АСДНР.

В состав группы РХБ разведки входят 2-3 звена разведки,в зависимости от площади территории предприятия (организации) и численности работников. (Приложение 1).

 

В состав звена разведки, как правило, входят 3-4 человека:

·руководитель звена разведки;

·разведчик-химик

·разведчик - дозиметрист;

·водитель (при разведке на автомобиле).

 

Основными задачами группы(звена) РХБ разведки приведении АСДР

являются:

·выявление источников радиационного, химического, бактериологического загрязнения (заражения);

·обнаружение загрязнения (заражения) местности, воздуха РВ, ОВ (АХОВ), БС и оповещения пункта управления (ПУ) л/с формирований, населения об опасности

·определение мощности дозы излучения, типа и концентрации ОВ (АХОВ) в

зонах заражения (загрязнения);

·выявление состояния зданий, объектов, отыскание защитных сооружений, мест укрытия людей и определение состояния находящихся в них людей;

·определение мест завалов, повреждений коммунально-энергетических, технологических сетей и линий связи;

·определение объема работ и условий их проведения;

·контроль за спадом уровней радиации и степени заражения воздуха ОВ (АХОВ);

·взятие проб загрязнения (заражения) воды, продовольствия, растительности, грунта, техники, имущества и отправки их в лаборатории;

·ведение непрерывного наблюдения за изменениями обстановки в местах действий НАСФ;

·ограждение участков зараженных РВ, ОВ (АХОВ), БС знаками ограждения;

·немедленное оповещение вышестоящего начальника об обстановке и ее изменениях;

·дозиметрический и химический контроль л/с НАСФ после выхода из зон заражения (загрязнения).

Способы ведения разведки:

1.наблюдение;

2.непосредственный осмотр;

3.поиск пострадавших (мест нахождения людей);

4.лабораторные исследования;

5.фотографирование;

6.видеосъемки;

7.изучение планов застройки, КЭС, проектной документации зданий и сооружений.

8.опрос очевидцев из числа производственного персонала или случайных свидетелей.

Основной и самый доступный способ ведение общей разведки - наблюдение. Поэтому самое распространенное нештатное разведывательное формирование на объектах - пост радиационного,химического и бактериологического наблюдения.

Кроме «наблюдения» доступным способом ведения разведки являются непосредственный осмотр места происшествия, зоны ЧС, очага поражения и «поиск пострадавших» (мест нахождения людей). Разведка на территории объекта проводится группой (звеном) РХБ разведки, как правило, пешком, а также с использованием наземных транспортных средств и приборов. Разведчики путем визуального наблюдения и приборного контроля определяют состояние объектов и окружающей природной среды. В задачу наземной разведки входит: обнаружение убежищ, подвалов, зданий, сооружений, в которых могут находиться люди, установление с ними связи, в некоторых случаях - расчистка отверстий для доступа воздуха, передачи информации, продуктов питания, воды, медикаментов, уточнение пожарной, химической и радиационной обстановки.

При ведении пожарной разведки используются следующие способы:

  1. Наблюдение за очагом пожара.
  2. Непосредственное обследование помещений, зданий, сооружений.
  3. Поиск пострадавших.
  4. Опрос очевидцев из числа персонала объекта или случайных свидетелей.

При обследовании задымленных помещений разведчики разбиваются на пары. Один разведчик входит внутрь, другой остаётся снаружи, связь между ними осуществляется с помощью верёвки или тросика. Двери помещений вскрывают осторожно, чтобы не было вспышки газов. Чтобы найти пострадавшего, рекомендуется громко окрикивать «Кто здесь есть?» Внимательно слушать нет ли стонов, просьб о помощи. Людей надо искать у окон, дверей и в коридорах. Проверку помещений проводят во всех случаях, когда есть подозрение, что в них остались люди, и только после тщательного осмотра прекращают эту работу.

Ведение инженерной разведки зависит от обстановки, природных условий, особенностей зоны ЧС или очага поражения, вида и объёма АСДНР.

Способы ведения инженерной разведки:

1.Осмотр повреждений и разрушений.

2.Детальное обследование отдельных элементов конструкции.

3.Изучение планов застройки, КЭС, проектной документации зданий и сооружений.

При осмотре поврежденных и разрушенных зданий и сооружений производится их наружный обход, во время которого выявляется состояние стен и свисающих частей зданий; определяется, нет ли опасности их дальнейшего обрушения. Кроме того, устанавливается характер завалов от разрушенных сооружений, возможность их объезда, устройства проходов и объём работ по их уборке. К поврежденным конструкциям следует подходить с наименее опасной стороны, прислушиваясь при этом - нет ли характерного шума, шороха и потрескиваний, указывающих на продолжающуюся деформацию и возможность скорого обрушения.

При обследовании отдельных частей зданий особое внимание следует обращать:

1.При осмотре каменных конструкций - на отклонение стен, наличие трещин, на связь стен с перекрытиями.

2.При осмотре железобетонных конструкций - на состояние бетона и арматуры, трещины и деформации, целость затяжек свода, арок, сборных конструкций.

3.При осмотре металлических конструкций - на искривления и разрыв элементов, состояние сварных швов и заклёпочных соединений опорных частей.

4.При осмотре деревянных конструкций - на излом элементов, повреждение сопряжений, сохранность поковок, выпучивание или незначительное провисание конструкций и состояние опор.

При разведке внутри объектовых и подъездных дорог, а также путей движения формирований к зоне ЧС или очагу поражения устанавливаются состояние проезжей части и земляного полотна, грузоподъёмность (если она неизвестна заранее) и состояние мостов; возможность движения транспорта параллельно дороге. При необходимости дополнительно определяются возможность оборудования переправ (канавы, траншеи), а также устройство объездов отдельных разрушенных участков дорог и искусственных сооружений на них. При инженерной разведке разрушенных объектов осмотру подлежат все открытые сооружения дренажно-водосточных систем, а также поверхность земли над трассами скрытых КЭС; для этого вскрываются все смотровые колодцы, в том числе и с крышками, скрытыми под землей.

Химическая разведка ведется с использованием приборов ВПХР,УПГК-1 и АНТ-2, Колион-701, мини экспресс-лаборатория «Пчелка-Р». Информацию об этих приборах вы получили в теме «Приборы РХР и ДК». При ведении химической разведки наличие АХОВ определяется через 20-30 м пути, в помещениях - через 10-15 м. Пробы воздуха берутся в местах определения наличия АХОВ, пробы этих веществ в жидком состоянии - в местах их проливов или проникновения в грунт. При ведении химической разведки особое внимание уделяется местам возможного скопления АХОВ (колодцы, шахты, подвальные помещения, котлованы). На основании разведданных составляются картограммы заражения, в том числе на каждое здание, сооружение, участок территории объекта.

Радиационная разведка ведется с использованием приборов ДП-5 (А,Б,В), ИНД-5, ДРГ-01Т, ДБГ-06Т, ЭКО-1, ЭКО-4, СРП-68 (88), РКСБ-104. Информацию об этих приборах вы получили в теме «Приборы РХР и ДК». При пешем ведении работ разведку можно вести до мощности дозы не более 30р/час (0,3 зв/час). Время безопасного пребывания разведчиков на радиоактивной местности рассчитывается по специальным таблицам с учетом мощности дозы и коэффициента ослабления используемых средств защиты и передвижения. Замеры производятся через каждые 50-100 м, при этом датчик прибора необходимо располагать на расстоянии от уровня земли (10-15 см). Для уточнения степени загрязнения грунта, воды, строений, транспортных средств, продуктов питания берутся пробы, которые передаются в лабораторию санэпиднадзора (СЭН). Пробы должны браться в местах с наибольшей мощностью дозы. Результат каждого измерения точное место и время взятия пробы заносятся в регистрационный журнал. В случае необходимости организуется разведка отдельных строений, помещений или участков местности. Кроме проб берутся мазки с различных поверхностей. Пробы или мазки должны храниться в закрывающейся таре или пакете, на которых указывается место и время взятия.

Пробы земли берутся следующим образом:

1.Липкую сторону лейкопластыря размером 10х15 см положить на поверхность земли, накрыть газетой или бумагой, придавить ступней ноги, затем лейкопластырь с прилипшей землёй упаковать в банку.

2.Снять верхний слой земли на глубину 0,5 см с площади 150-200 см2 и ссыпать его в банку.

Для взятия мазков используются тампоны из ветоши или марли, которые наматываются на палочки. Диаметр тампона 25-30 мм, длина - 40-50 мм. Мазки берутся путем проведения тампоном по исследуемой поверхности размером 10х15 см.

Пробу воды забирают:

1. Чистой посудой (банка, кружка, черпак) наливают 0,5л в банку или бутылку и закрывают пробкой.

2. Анализ проб проводится вне зоны загрязнения или заражения. Полученные результаты анализа заносятся в журнал регистрации и докладываются руководителю АСДНР.

Для обозначения границ зоны ЧС или очага поражения, вида и степени опасности разведчики используют следующее:

1.Установка стандартных знаков отражения комплектов К30-1 (2).

2.Установка стандартных щитов, изготовленных из подручных материалов.

3.Нанесение необходимой информации на стены, конструкции, стволы деревьев.

Информацию необходимо наносить красками яркого цвета, в доступных, хорошо видимых местах. Знаки устанавливаются в обязательном порядке при обнаружении радиоактивных или химически опасных веществ, дозы которых превышают допустимые нормы. В ночное время знаки и указатели должны быть освещены любым способом (электроподсветка, керосиновые лампы).

Вопрос к слушателям:

«Кто на объекте отвечает за организацию и ведение разведки?»

Ответ: уполномоченный по делам ГО и ЧС объекта.

Какой вывод мы можем сделать?

Без разведки невозможно проведение АСДНР. Поэтому разведка должна вестись всеми доступными способами и методами. Без информации, полученной при ведении разведки, невозможно объективно оценить обстановку и принять грамотное решение на проведение АСДНР. Переходим к следующему этапу АСДНР:

Оценка обстановки и принятие решения на проведение АСДНР.

Оценка обстановки является обязательным элементом работы руководителя НАСФ и проводится с целью своевременного принятия мер защты и обоснования решения на проведение АСДНР, медицинских и других мероприятий по оказанию помощи пораженным и при необходимости эвакуации населения и материальных ценностей.

Оценка обстановки, сложившейся на объекте в мирное или военное время, может быть:

  1. предварительной;
  2. окончательной.

Предварительная оценка обстановки в свою очередь может быть:

  1. по результатам прогнозирования;
  2. по имеющимся данным на момент возникновения зоны ЧС или очага поражения.

Предварительная оценка обстановки по результатам прогнозирования должна быть:

  1. на мирное время - в плане действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
  2. на военное время - в плане ГО.

Предварительная оценка обстановки по имеющимся данным на момент возникновения зоны ЧС или очага поражения необходима для принятия предварительного решения, направленного на спасение людей, материальных и культурных ценностей. Сложность такой оценки заключается в недостатке имеющихся данных и дефиците времени.

Предварительное решение определяет следующее:

  1. Экстренные меры по спасению людей, материальных и культурных ценностей.
  2. Организация разведки в зоне ЧС или очаге поражения.
  3. Определить порядок действий на первом этапе ликвидации последствий ЧС или воздействия оружия.
  4. Подготовка данных, необходимых для принятия решения на проведения АСДНР.
  5. Подготовка и доведение до исполнителей предварительных решений.

После проведения разведки проводится окончательная оценка обстановки по результатам (данным) разведки. Данная оценка обстановки является более объективной. На первом этапе оценивается общая обстановка, которая включает в себя следующие элементы:

  1. Границы зоны ЧС или очага поражения, а также направление распространения поражающих факторов.
  2. Здания, сооружения, которым угрожает опасность.
  3. Места скопления людей, требующих помощи.
  4. Состояние зданий и сооружений, наличие пострадавших.
  5. Места аварий на КЭС.
  6. Пути подхода (подъезда) сил и средств ликвидации последствий ЧС.
  7. Возможность применения инженерной техники и средств малой механизации.
  8. Характер рельефа местности, наличие естественных и искусственных препятствий.
  9. Объём предстоящих АСДНР, условия их проведения.

В случае необходимости дополнительно оцениваются специальные виды обстановки:

  1. пожарная;
  2. инженерная;
  3. медицинская;
  4. химическая;
  5. радиационная.

Не смотря на то, что медицинская разведка силами объекта не проводится, оценка медицинской обстановки обязательна.

Оценка медицинской обстановки включает:

  1. Количество пострадавших и их состояние.
  2. Маршруты и способы эвакуации пострадавших из зоны ЧС и очага поражения.
  3. Места развертывания пунктов оказания первой медицинской помощи на территории объекта.
  4. Места сбора и погрузки пострадавших на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения.

В результате уяснения задачи и оценки обстановки руководитель НАСФ РХР принимает решение, в котором определяет:

- объем выполняемых АСДНР, последовательность работ, определение сил и средств усиления,

- задачи своего подразделения, способы и сроки их выполнения,

- порядок выдвижения к месту работ,

- порядок взаимодействия,

- мероприятия по организации управления и обеспечения.

 

ВЫВОД

Первоочередная задача в очаге поражения состоит в спасении людей и оказании помощи пострадавшим. Весь комплекс первоочередных работ в очаге поражения можно разделить на аварийно-спасательные и другие неотложные (АСДНР).

 

 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

Полученные и твердо усвоенные знания по организации и проведению АСДНР способствуют повышению уровня подготовки должностных лиц, повышению готовности НАСФ к выполнению поставленных задач в области ГО и ЧС, а также уверенность руководителя НАСФ в проведении АСДНР в любой сложной обстановке.

Преподаватель курсов ГО

 

 

Последнее изменение: Вторник, 16 Декабрь 2014, 14:34